Эффективность передвижения, скорость, и выполнения многих трюков сильно зависит
от того, во что трейсер обут.Именно на стопу приходится не только большинство нагрузок, но и самые
травмоопасные нагрузки - приземления при прыжках с разных высот.
Поэтому, выбору тренировочной обуви следует уделить особое внимание.
Основные требования для обуви трейсера:
- хорошее сцепление с поверхностью
- амортизация
- устойчивость
- маленький вес
- сохранение благоприятного микроклимата стопы
- надёжность
Рассмотрим более подробно, откуда взялись такие требования.
- Сцепление с поверхностью - это требование особенно актуально для паркура,
т.к. трейсер часто использует вертикальные поверхности, сцепление с которыми
особо важно и, зачастую, определяет выполнимость некоторых трюков.
Это может быть как обычная пробежка или толчок на стенке, так и торможение
при спуске с высот, с которых нельзя просто спрыгнуть.
- Устойчивость - эта характеристика подошвы предотвращает подворачивание ног
и увеличивает сцепление с поверхностью.
- Амортизация - сглаживает резкие нагрузки на стопу, в некоторой мере страхует стопу
и весь скелет от травматических нагрузок.
В дополнение к этому, амортизация позволяет подошве прогибаться, приспосабливаясь
под рельеф поверхности, сглаживая мелкие неровности и камешки, уменьшая точечные
травматические нагрузки на стопу и увеличивая сцепление с поверхностью.
- Маленький вес - кроме того, что небольшой вес обуви позволит дольше тренироваться
не утомляя ноги, он также увеличит скорость и контроль движений.
- Микроклимат - от него зависит здоровье стопы в общем. Т.к. стопа подвержена
большим нагрузкам и находится в близком контакте с пылью с земли, она
потеет, пачкается, натирается и подвергается повышенному воздействию микроорганизмов.
Поэтому обувь должна свободно "дышать", не нарушать кровообмен, выводить влагу и,
желательно, чтобы внутренняя поверхность обладала антисептическими свойствами
(для этого можно использовать специальные пропитки).
- Надёжность - это означает, что обувь выдержит нагрузки, и в критический
момент у неё не оторвётся подошва или протекторы, а шнурки, при падении, зацепятся
за гвоздь в стенке и спасут трейсеру здоровье или жизнь (шутка ;))
Устройство кроссовка
В кроссовке можно выделить такие основные детали и их назначения, полезные для всех
любителей активной жизни:
- Задник: фиксирует пятку в области ахиллова сухожилия. Препятствует скольжению ноги,
что обеспечивает нормальное положение стопы.
- Шнуровка: кроссовок в зашнурованном виде не должен сдавливать стопу,
это мешает кровообращению.
- Стелька: бывает двух видов - обычная и ортопедическая. Обеспечивает дополнительное
удобство и амортизацию.
- Промежуточная подошва: чаще всего изготавливается из EVA (этил-винилацетата)
различной жесткости. Предназначена для поглощения удара и контроля движения.
- Система поддержки свода стопы: предотвращает чрезмерное скручивание стопы.
- Система амортизации задника: снижает ударные нагрузки.
- Система амортизации носка: уменьшает давление на стопу при переносе тяжести с носка на пятку.
- Жесткая пяточная часть: элемент фиксации пятки, изготавливаемый из пластика.
- Подметка: ее основная функция - обеспечение гибкости и свободы движения стопы в
кроссовке, а также хорошее сцепление с поверхностью.
Как выбирать кроссовки
Особое внимание при выборе кроссовок следует уделить протекторам, и материалам,
из которых они изготовлены. На кроссовках может быть написано всё что угодно,
любые мега-гига технологии, но проверять всё нужно на практике.
Материал должен быть мягким и цепким.
Чтобы это проверить, достаточно провести пальцем по поверхности подошвы -
если палец не скользит, то материал будет цепляться за любую поверхность.
Не берите, если материал твёрдый и скользкий - на ровных бетонных или
металлических поверхностях он будет скользить с любыми протекторами.
Сами протекторы должны выглядеть как небольшие выступающие квадраты, ромбы, круги -
главное чтобы они не были сплошными длинными линями.
Ни в коем случае не берите кроссовки с плоской подошвой - такие предназначены для зала.
Также обратите внимание на амортизацию носка.
Т.к. большинство приземлений выполняется именно на носки, амортизация на пятке
выполняет скорее страхующую роль, и не принимает всех нагрузок на себя.
В придачу к этому, амортизация на носке сгладит острые неровности, мелкие
камешки при беге, и увеличит время соприкосновения со стенкой, что позволит
сделать более сильный толчок.
Для того, чтобы определить наличие амортизации, достаточно сжать пальцами
подошву с боков - места где есть амортизация будут заметно мягче на ощупь.
Внешний вид особого значения не имеет, т.к. всё равно через месяц тренировок
кроссовок превращается грязную, с истоптанной подошвой, галошу. Любой
амортизации хватает максимум на три месяца, протекторы живут немного дольше.
Написал - MIG24